среда, 10 января 2018 г.

Планирование учебных занятий по теме «Гидроизоляция каменных конструкций»

На изучение данной темы отводится 6 учебных часов (три спаренных учебных занятия). Предлагаю три плана учебных занятий и три кратких конспекта. Планы учебных занятий составлены с обучающей целью на уровне понимания, применения и творчества. Планированием могут воспользоваться педагогические работники для обучения каменщиков.

План учебного занятия
Тема: Назначение и виды гидроизоляции
Цели:
обучающая
на уровне представления:
распознает по внешнему виду гидроизоляционные материалы;
на уровне понимания:
определяет условия и области применения гидроизоляции;
воспитательная – акцентировать внимание на умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости;
развивающая – акцентировать внимание на развитие умений учащихся логически мыслить.

Тип учебного занятия – изучение и первичное закрепление знаний
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Гидроизоляция каменных конструкций»; плакат № 21; гидроизоляционные материалы; макеты №57,58.

Содержание урока:
I. Организационная часть:
     а) учет явки учащихся;
     б) проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изложение нового материала:
1.      Гидроизоляционные материалы
2.      Виды гидроизоляции
3.      Места устройства гидроизоляции в зданиях

III. Закрепление изученного материала:
1.      Назовите назначение гидроизоляционных материалов?
2.      Перечислите виды гидроизоляционных материалов?
3.      Назовите назначение гидроизоляции?
4.      Перечислите отличительные особенности толя от пергамина?
5.      Определите варианты устройства гидроизоляции в здании без подвала?
6.      Определите варианты устройства гидроизоляции в здании с подвалом?
7.      Перечислите виды гидроизоляции?

IV. Содержание задания на дом: Стр. 169-170
V. Рефлексия: Минуты моей жизни

Конспект учебного занятия
Тема: Назначение и виды гидроизоляции

1.      Гидроизоляционные материалы защищают конструкции от влаги. Они бывают:
·        Органические
1.      Битум – вяжущее черного цвета получаемое при переработке нефти;
2.      Деготь – вяжущее темно-бурого цвета, получаемое при сухой перегонке твердых топлив;
3.      Мастика – вещество, получаемое смешиванием битума или дегтя с наполнителями (мел, известь, асбест).
·       Рулонные
1.      Пергамин – картон, пропитанный битумом;
2.      Толь – картон, пропитанный дегтем;
3.      Рубероид – пергамин, покрытый слоем тугоплавкого битума. С одной стороны с посыпкой.
4.      Гидроизол – асбест, пропитанный битумом;
5.      Фольгоизол – рифленая алюминиевая фольга, покрытая с нижней стороны резинобитумным вяжущим.
6.      Изол – безосновный резинобитумный материал.

2.      Гидроизоляция – тонкая прослойка, предохраняющая появление влаги в помещении. Она бывает:
·        По месту установки: а) горизонтальная; б) вертикальная; г) наклонная.
·        По материалу:
а) окрасочная, которая выполняется мастикой;
б) оклеечная, которая выполняется рулонными материалами;
в) в виде стяжки, которая выполняется из раствора.
·        По пластичности:
а) жесткой;
б) пластичной.

3. Вертикальную изоляцию наносят на стены подвалов или поверхность фундаментов со стороны грунта до отмостки. Горизонтальную изоляцию выполняют в одном или двух уровнях. Если здание без подвала, то в одном уровне – на 20 см выше отмостки. Если здание с подвалом, то в двух уровнях – у пола подвала и на 20 см выше отмостки. При высоком уровне грунтовых вод вертикальную изоляцию выполняют на высоту 0,5 м выше уровня грунтовых вод и защищают кирпичной стенкой и глиняным замком.


План учебного занятия
Тема: Устройство гидроизоляции
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
описывает отличительные особенности устройства вертикальной и горизонтальной гидроизоляции;
на уровне применения:
выполняет устройство гидроизоляции;
на уровне творчества:
дополняет предлагаемые способы устройства гидроизоляции;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности по устройству гидроизоляции;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического мышления.

Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Гидроизоляция каменных конструкций»; плакат № 21.

Содержание урока:
I. Организационная часть:
     а) учет явки учащихся;
     б) проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала:
1.      Гидроизоляционные материалы
2.      Виды гидроизоляции
3.      Места устройства гидроизоляции в зданиях

III. Изложение нового материала:
1.      Приготовление мастик
2.      Устройство горизонтальной гидроизоляции
3.      Устройство вертикальной окрасочной гидроизоляции
4.      Устройство вертикальной оклеечной гидроизоляции

IV. Закрепление изученного материала:
1.      Сформулируйте определение мастики?
2.      Назовите условия для прекращения варки мастики?
3.      Перечислите виды гидроизоляционных материалов?
4.      Назовите температуру нанесения битумной мастики?
5.      Перечислите операции по подготовке оклеечного материала к работе?
6.      Назовите величину нахлеста  горизонтальной гидроизоляции?

V. Содержание задания на дом: Стр.170-171
VI. Рефлексия: Свободный микрофон

Конспект учебного занятия
Тема: Устройство гидроизоляции

1.      Мастики бывают дегтевые и битумные. Чаще всего применяют битумные мастики и нефтяного битума и наполнителя. Для приготовления мастики применяют специальные котлы вместимостью 0,6 м3 с обогревом любым видом топлива. Загруженный в котел битум расплавляют и обезвоживают при температуре 1000С до тех пор, пока на поверхности не будет пены. Затем повышают температуру до 1800С  и добавляют при непрерывном помешивании сухой наполнитель, предварительно пропущенный через сито и подогретый до 1100С. Одновременно с наполнителем вводят антисептик (NаF) в количестве 5% от массы битума. Мастику варят до получения однородной массы и полного осядания пены. Температуру битумных мастик во время нанесения их должна быть в пределах 1600С, а дегтевых 1200С.

2.      Горизонтальную изоляцию выполняют в виде стяжки или рулонной. Если она в виде стяжки, то ее делают и цементного раствора состава 1:2 с уплотняющими добавками (жидкое стекло, алюминат натрия и др.) толщиной 20-25 мм или из слоя асфальта толщиной 25-30 мм. Если изоляция рулонная, то ее делают из двух слоев толя или из рубероида. При устройстве гидроизоляции из двух слоев толя поверхность кладки выравнивают и расстилают насухо по подготовленной поверхности два слоя толя. При устройстве гидроизоляции из рубероида поверхность кладки выравнивают слоем раствора, по затвердевшей стяжке наносят слой битумной мастики толщиной 3 мм и наклеивают рубероид, следующий слой изоляции также наклеивают и верхний слой покрывают битумной мастикой. Для удобства толь предварительно очищают от посыпки, заготавливают по ширине, свертывают в рулон, раскатывают по стене участками длиной 0,5-1 м. в местах стыка сделать нахлест 100 мм.

3.      При устройстве вертикальной окрасочной гидроизоляции поверхность стен  очищают, выравнивают раствором, просушивают и грунтуют грунтовкой состоящей из растворителя и битума. Причем расплавленный битум вливают в растворитель. Мастику наносят слоями в 2-3 приема до общей толщины 2-3 мм. Окраску ведут участками 1-2 м сверху вниз, перекрывая соседние участки на 20-25 см.

4.      При устройстве оклеечной вертикальной гидроизоляции поверхность очищают, выравнивают, высушивают,  огрунтовывают, затем наклеивают один за другим слои изоляции. Каждый вертикальный слой соединяют с горизонтальным внахлест 150 мм, а вертикальные  стыки с нахлестом 100 мм. Стыки  полотнищ располагают вразбежку на расстоянии не менее 30 см один от другого. Рулоны наклеивают участками высотой до 1,5 – 2 м снизу вверх. При наклейке рулоны тщательно притирают к  основанию. Наносить горячую мастику следует сначала на поверхность, а затем на рулон. Швы нахлестки дополнительно промазывают мастикой, наружную поверхность покрывают сплошным слоем мастики и посыпают сухим песком.
План учебного занятия
Тема: Инструменты, инвентарь и приспособления, применяемые при устройстве гидроизоляции
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
определяет область применения инструментов при устройстве гидроизоляции
на уровне применения:
доказывает необходимость использования соответствующего инструмента при устройстве гидроизоляции
на уровне творчества:
типизирует разнообразие инструментов с целью уменьшения их количества;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности по устройству гидроизоляции;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического мышления.

Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Гидроизоляция каменных конструкций»; плакат № 21; макеты инструментов.
Содержание урока:
I. Организационная часть:
     а) учет явки учащихся;
     б) проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала:
1.      Приготовление мастик
2.      Устройство горизонтальной гидроизоляции
3.      Устройство вертикальной окрасочной гидроизоляции
4.      Устройство вертикальной оклеечной гидроизоляции

III. Изложение нового материала:
1.      Инструмент, инвентарь, приспособления
2.      Требования к качеству окрасочной гидроизоляции
3.      Требования к качеству оклеечной гидроизоляции
4.      Требования по охране труда при выполнении гидроизоляционных работ

IV. Закрепление изученного материала:
1.      Перечислите инструмент для производства гидроизоляционных работ?
2.      Назовите толщину окрасочной изоляции?
3.      Перечислите требования, предъявляемые к рулонной изоляции?
4.      Назовите назначение прикаточного катка?
5.      Назовите методы проверки прочности приклеенного рулонного материала?
6.      Назовите величину наполняемости бачка битумом?

V. Содержание задания на дом: Стр.171-173
VI. Рефлексия: Все у меня в руках
Конспект учебного занятия
Тема: Инструменты, инвентарь и приспособления, применяемые при устройстве гидроизоляции

1.      При устройстве гидроизоляции применяют следующий инструмент и инвентарь:
·        Волосяная щетка с удлиненной ручкой для нанесения грунтовочных составов, битумных мастик и выполнения окрасочной изоляции;
·        Пеньковая кисть для нанесения и разравнивания мастик при наклеивании;
·        Гребок с резиновой вставкой для разравнивания нанесенного слоя мастики на горизонтальной поверхности;
·        Проволочная щетка для очистки рулонных материалов от защитной посыпки;
·        Шпатель-скребок из листовой стали для очистки кромок полотнищ и разделки стыков при оклеечной гидроизоляции;
·        Шпатель с удлиненной ручкой для приглаживания кромок полотнищ, наклеиваемых на вертикальную или наклонную поверхность;
·        Нож для обрезки рулонных материалов;
·        Конусный бачок с плотной крышкой вместимостью до 15 л для переноса битумной мастики;
·        Стальной ковш вместимостью до 2,3 л для разлива мастики;
·        Прикаточный каток массой до 80 кг с мягкой обкладкой для разглаживания и прижатия наклеиваемых полотнищ на горизонтальную поверхность;
·        Шпатель с короткой ручкой для нанесения, разравнивания и сглаживания мастики при заделке швов и стыков оклеечной гидроизоляции.

2.      Основание под гидроизоляцию не должно иметь неровностей на горизонтальной поверхности не более 5 мм, а на вертикальной – не более 10 мм. Наносить следующий слой изоляции разрешается только после того как предыдущий слой остынет и будет проверено его качество. Законченная окрашенная гидроизоляция должна быть сплошной, без раковин, трещин, вздутий и отслоений. При обнаружении дефектных участков их расчищают, сушат и покрывают заново.

3.      Готовая оклеечная гидроизоляция должна быть ровной, не иметь вмятин, воздушных или водяных мешков, складок изолируемого слоя и пузырей. Такие дефектные места расчищают и заделывают, а затем наклеивают дополнительный изоляционный слой. Все слои оклеечной гидроизоляции должны быть плотно склеены между собой и основанием. Прочность приклеивания рулонного материала проверяют путем пробного разрыва у его края или простукивания всей площади изоляции. Глухой звук свидетельствует о прочности изоляции.

4.      При выполнении гидроизоляционных работ соблюдают правила по охране труда:
v  Расстояние между рабочими звеньями должно быть не менее 10 м;
v  Переносят горячие мастики в конусных ведрах с крышками, заполняя их на  ¾ объема;
v  Котлы для варки битума устанавливают на выровненных площадках с небольшим уклоном в сторону от топки;
v  У котла должны находиться первичные средства пожаротушения;
v  При варке битумных мастик следует соблюдать правила смешивания битумов разных марок;
v  Куски битума нужно опускать в варочный котел по борту котла, чтобы избежать брызг;
v  При работе с горячими мастиками рабочие должны надевать брезентовые рукавицы и костюмы, очки и кожаные ботинки.


Комментариев нет:

Отправить комментарий