На изучение данной темы отводится 6 учебных
часов (три спаренных учебных занятия). Предлагаю три плана учебных занятий и три
кратких конспекта. Планы
учебных занятий составлены с обучающей целью на уровне понимания, применения и
творчества. Планированием могут воспользоваться педагогические работники для
обучения каменщиков.
План
учебного занятия
Тема: Назначение и виды гидроизоляции
Цели:
обучающая
на уровне представления:
распознает
по внешнему виду гидроизоляционные материалы;
на уровне понимания:
определяет
условия и области применения гидроизоляции;
воспитательная – акцентировать внимание на умение видеть взаимосвязи
и взаимозависимости;
развивающая – акцентировать внимание на развитие умений учащихся
логически мыслить.
Тип учебного занятия – изучение и первичное закрепление знаний
Вид учебного занятия – урок
Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Гидроизоляция каменных конструкций»;
плакат № 21; гидроизоляционные материалы; макеты №57,58.
Содержание урока:
I. Организационная часть:
а) учет явки учащихся;
б) проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изложение нового материала:
1.
Гидроизоляционные
материалы
2.
Виды
гидроизоляции
3.
Места устройства
гидроизоляции в зданиях
III. Закрепление изученного материала:
1.
Назовите назначение
гидроизоляционных материалов?
2.
Перечислите виды
гидроизоляционных материалов?
3.
Назовите назначение
гидроизоляции?
4.
Перечислите
отличительные особенности толя от пергамина?
5.
Определите
варианты устройства гидроизоляции в здании без подвала?
6.
Определите варианты
устройства гидроизоляции в здании с подвалом?
7.
Перечислите виды
гидроизоляции?
IV. Содержание задания на дом: Стр. 169-170
V. Рефлексия: Минуты моей жизни
Конспект
учебного занятия
Тема: Назначение и виды гидроизоляции
1. Гидроизоляционные материалы защищают конструкции от
влаги. Они бывают:
·
Органические
1. Битум – вяжущее черного цвета получаемое при переработке
нефти;
2. Деготь – вяжущее темно-бурого цвета, получаемое при сухой
перегонке твердых топлив;
3. Мастика – вещество, получаемое смешиванием битума или дегтя с
наполнителями (мел, известь, асбест).
· Рулонные
1. Пергамин – картон, пропитанный битумом;
2. Толь – картон, пропитанный дегтем;
3. Рубероид – пергамин, покрытый слоем тугоплавкого битума. С
одной стороны с посыпкой.
4. Гидроизол – асбест, пропитанный битумом;
5. Фольгоизол – рифленая алюминиевая фольга, покрытая с нижней
стороны резинобитумным вяжущим.
6. Изол – безосновный резинобитумный материал.
2. Гидроизоляция
– тонкая прослойка, предохраняющая
появление влаги в помещении. Она бывает:
·
По месту установки: а) горизонтальная; б) вертикальная; г) наклонная.
·
По материалу:
а) окрасочная, которая выполняется мастикой;
б) оклеечная, которая выполняется рулонными
материалами;
в) в виде стяжки, которая выполняется из раствора.
·
По пластичности:
а) жесткой;
б) пластичной.
3. Вертикальную
изоляцию наносят на стены подвалов или поверхность фундаментов со стороны
грунта до отмостки. Горизонтальную
изоляцию выполняют в одном или двух уровнях. Если здание без подвала, то в
одном уровне – на 20 см
выше отмостки. Если здание с подвалом, то в двух уровнях – у пола подвала и на 20 см выше отмостки. При
высоком уровне грунтовых вод вертикальную изоляцию выполняют на высоту 0,5 м выше уровня грунтовых
вод и защищают кирпичной стенкой и глиняным замком.
План
учебного занятия
Тема: Устройство гидроизоляции
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
описывает
отличительные особенности устройства вертикальной и горизонтальной
гидроизоляции;
на уровне применения:
выполняет
устройство гидроизоляции;
на уровне творчества:
дополняет
предлагаемые способы устройства гидроизоляции;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности по
устройству гидроизоляции;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического
мышления.
Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их
применению
Вид учебного занятия – урок
Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Гидроизоляция каменных конструкций»;
плакат № 21.
Содержание урока:
I. Организационная часть:
а) учет явки учащихся;
б) проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала:
1.
Гидроизоляционные
материалы
2.
Виды
гидроизоляции
3.
Места устройства
гидроизоляции в зданиях
III. Изложение нового материала:
1. Приготовление мастик
2. Устройство горизонтальной гидроизоляции
3. Устройство вертикальной окрасочной гидроизоляции
4. Устройство вертикальной оклеечной гидроизоляции
IV. Закрепление изученного материала:
1. Сформулируйте определение мастики?
2. Назовите условия для прекращения варки мастики?
3. Перечислите виды гидроизоляционных материалов?
4. Назовите температуру нанесения битумной мастики?
5. Перечислите операции по подготовке оклеечного
материала к работе?
6. Назовите величину нахлеста горизонтальной гидроизоляции?
V. Содержание задания на дом: Стр.170-171
VI. Рефлексия: Свободный микрофон
Конспект
учебного занятия
Тема: Устройство гидроизоляции
1. Мастики бывают дегтевые и битумные. Чаще всего
применяют битумные мастики и нефтяного битума и наполнителя. Для приготовления
мастики применяют специальные котлы вместимостью 0,6 м3 с обогревом
любым видом топлива. Загруженный в котел битум расплавляют и обезвоживают при
температуре 1000С до тех пор, пока на поверхности не будет пены.
Затем повышают температуру до 1800С
и добавляют при непрерывном помешивании сухой наполнитель,
предварительно пропущенный через сито и подогретый до 1100С.
Одновременно с наполнителем вводят антисептик (NаF) в количестве
5% от массы битума. Мастику варят до получения однородной массы и полного
осядания пены. Температуру битумных мастик во время нанесения их должна быть в
пределах 1600С, а дегтевых 1200С.
2. Горизонтальную изоляцию выполняют в виде стяжки или
рулонной. Если она в виде стяжки, то
ее делают и цементного раствора
состава 1:2 с уплотняющими добавками (жидкое стекло, алюминат натрия и др.)
толщиной 20-25 мм или из слоя асфальта
толщиной 25-30 мм. Если изоляция
рулонная, то ее делают из двух слоев толя или из рубероида. При устройстве
гидроизоляции из двух слоев толя
поверхность кладки выравнивают и расстилают насухо по подготовленной
поверхности два слоя толя. При устройстве гидроизоляции из рубероида поверхность кладки выравнивают слоем раствора, по
затвердевшей стяжке наносят слой битумной мастики толщиной 3 мм и наклеивают
рубероид, следующий слой изоляции также наклеивают и верхний слой покрывают
битумной мастикой. Для удобства толь предварительно очищают от посыпки,
заготавливают по ширине, свертывают в рулон, раскатывают по стене участками
длиной 0,5-1 м. в местах стыка сделать нахлест 100 мм.
3. При устройстве вертикальной окрасочной гидроизоляции
поверхность стен очищают, выравнивают
раствором, просушивают и грунтуют грунтовкой состоящей из растворителя и
битума. Причем расплавленный битум вливают в растворитель. Мастику наносят
слоями в 2-3 приема до общей толщины 2-3 мм. Окраску ведут участками 1-2 м
сверху вниз, перекрывая соседние участки на 20-25 см.
4. При устройстве оклеечной вертикальной гидроизоляции
поверхность очищают, выравнивают, высушивают,
огрунтовывают, затем наклеивают один за другим слои изоляции. Каждый
вертикальный слой соединяют с горизонтальным внахлест 150 мм, а
вертикальные стыки с нахлестом 100 мм.
Стыки полотнищ располагают вразбежку на
расстоянии не менее 30 см один от другого. Рулоны наклеивают участками высотой
до 1,5 – 2 м снизу вверх. При наклейке рулоны тщательно притирают к основанию. Наносить горячую мастику следует
сначала на поверхность, а затем на рулон. Швы нахлестки дополнительно промазывают
мастикой, наружную поверхность покрывают сплошным слоем мастики и посыпают
сухим песком.
План
учебного занятия
Тема: Инструменты, инвентарь и
приспособления, применяемые при устройстве гидроизоляции
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
определяет
область применения инструментов при устройстве гидроизоляции
на уровне применения:
доказывает
необходимость использования соответствующего инструмента при устройстве
гидроизоляции
на уровне творчества:
типизирует
разнообразие инструментов с целью уменьшения их количества;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности по
устройству гидроизоляции;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического
мышления.
Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их
применению
Вид учебного занятия – урок
Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Гидроизоляция каменных конструкций»;
плакат № 21; макеты инструментов.
Содержание урока:
I. Организационная часть:
а) учет явки учащихся;
б) проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала:
1. Приготовление мастик
2. Устройство горизонтальной гидроизоляции
3. Устройство вертикальной окрасочной гидроизоляции
4. Устройство вертикальной оклеечной гидроизоляции
III. Изложение нового материала:
1.
Инструмент,
инвентарь, приспособления
2.
Требования к
качеству окрасочной гидроизоляции
3.
Требования к
качеству оклеечной гидроизоляции
4.
Требования по
охране труда при выполнении гидроизоляционных работ
IV. Закрепление изученного материала:
1. Перечислите инструмент для производства
гидроизоляционных работ?
2. Назовите толщину окрасочной изоляции?
3. Перечислите требования, предъявляемые к рулонной
изоляции?
4. Назовите назначение прикаточного катка?
5. Назовите методы проверки прочности приклеенного
рулонного материала?
6. Назовите величину наполняемости бачка битумом?
V. Содержание задания на дом: Стр.171-173
VI. Рефлексия: Все у меня в руках
Конспект
учебного занятия
Тема: Инструменты, инвентарь и
приспособления, применяемые при устройстве гидроизоляции
1.
При устройстве
гидроизоляции применяют следующий инструмент и инвентарь:
·
Волосяная щетка с удлиненной ручкой для нанесения грунтовочных составов, битумных мастик
и выполнения окрасочной изоляции;
·
Пеньковая кисть
для нанесения и разравнивания мастик при наклеивании;
·
Гребок с резиновой вставкой для разравнивания нанесенного слоя мастики на
горизонтальной поверхности;
·
Проволочная щетка для очистки рулонных материалов от защитной посыпки;
·
Шпатель-скребок из листовой стали для очистки кромок полотнищ и разделки стыков при
оклеечной гидроизоляции;
·
Шпатель с удлиненной ручкой для приглаживания кромок полотнищ, наклеиваемых на
вертикальную или наклонную поверхность;
·
Нож для
обрезки рулонных материалов;
·
Конусный бачок
с плотной крышкой вместимостью до 15
л для переноса битумной мастики;
·
Стальной ковш
вместимостью до 2,3 л
для разлива мастики;
·
Прикаточный каток массой до 80 кг
с мягкой обкладкой для разглаживания и прижатия наклеиваемых полотнищ на
горизонтальную поверхность;
·
Шпатель с короткой ручкой для нанесения, разравнивания и сглаживания мастики
при заделке швов и стыков оклеечной гидроизоляции.
2.
Основание под
гидроизоляцию не должно иметь неровностей на горизонтальной поверхности не
более 5 мм, а на вертикальной – не более 10 мм. Наносить следующий слой
изоляции разрешается только после того как предыдущий слой остынет и будет
проверено его качество. Законченная окрашенная гидроизоляция должна быть
сплошной, без раковин, трещин, вздутий и отслоений. При обнаружении дефектных
участков их расчищают, сушат и покрывают заново.
3.
Готовая оклеечная гидроизоляция должна быть
ровной, не иметь вмятин, воздушных или водяных мешков, складок изолируемого
слоя и пузырей. Такие дефектные места расчищают и заделывают, а затем
наклеивают дополнительный изоляционный слой. Все слои оклеечной гидроизоляции
должны быть плотно склеены между собой и основанием. Прочность приклеивания
рулонного материала проверяют путем пробного разрыва у его края или
простукивания всей площади изоляции. Глухой звук свидетельствует о прочности
изоляции.
4.
При выполнении
гидроизоляционных работ соблюдают правила по охране труда:
v
Расстояние между рабочими звеньями должно быть
не менее 10 м;
v
Переносят горячие мастики в конусных ведрах с
крышками, заполняя их на ¾ объема;
v
Котлы для варки битума устанавливают на
выровненных площадках с небольшим уклоном в сторону от топки;
v
У котла должны находиться первичные средства
пожаротушения;
v
При варке битумных мастик следует соблюдать
правила смешивания битумов разных марок;
v
Куски битума нужно опускать в варочный котел
по борту котла, чтобы избежать брызг;
v
При работе с горячими мастиками рабочие должны
надевать брезентовые рукавицы и костюмы, очки и кожаные ботинки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий